
В сравнении с Эли Коммонс совершил эволюцию вправо: если первый признавал наличие как социалистической, так и тред-юнионистской тенденции в американском рабочем движении, то второй утверждал, что оно развивалось исключительно по тред-юнионистскому пути. Тред-юнионистскую борьбу Коммонс в свою очередь трактовал очень узко, так как она получила выражение в деятельности так называемых «цеховых» союзов, объединявших квалифицированных рабочих по их узкопрофессиональной принадлежности. В конце XIX—начале XX в. они объединились в Американскую федерацию труда (АФТ), которая и оказалась в центре исторических работ Коммонса и висконсинской школы.
В интерпретации Коммонса и висконсинцев не нашлось места ни социалистической традиции, ни радикальному юнионизму, ни действиям огромной массы неорганизованных рабочих. Исследуя историю американского рабочего Движения как историю «чистого» и «простого» юниопизма, не укладывающуюся в «марксистскую схему», висконсинцы неизменно указывали на неразвитость у американского пролетариата антикапиталистического сознания, т. е. классового самосознания.